В ШТОПОРЕ!
После этой страшной трагедии семь лет уж как миновало. О чем думается? Какие мысли просятся на бумагу?
Наша военная авиация по-прежнему находится в штопоре. Беды – извечные: новые крылатые машины не поступают в войска, летчики крайне мало летают, постоянно чувствуется дефицит топлива, запчастей и прочего-прочего. Выходит, скныливская катастрофа ничему не научила?
Наверное, надо напомнить и о странном, затяжном расследовании. В августе 2004 года заместитель генпрокурора Украины В.Дереза вдруг выделил в отдельное производство так называемое генеральское дело о скныливской аварии и тихо передал его на доследование.
В итоге следственные материалы были раздроблены и переполовинены. Получилось два уголовных дела: одно из них касалось четверых генералов во главе с экс-главком ВВС Виктором Стрельниковым, другое – летчиков и группы управления полетом.
Естественно, эта незамысловатая прокурорская комбинация (пусть и в рамках закона) не могла не вызвать множество досужих разговоров о том, что, дескать, высшая надзорная инстанция специально вывела из-под огня больших начальников из ВВС, что она якобы не рискнула усадить "стрельниковцев" на скамью подсудимых вместе с летчиками и тем самым помешала суду в рамках единого разбирательства дать правовую оценку абсолютно всем фигурантам этого дела (как того и требовали многие потерпевшие).
Спустя год, в июне 2005-го, пошли «под трибунал» исполнители. Военный апелляционный суд Центрального региона Украины под председательством Виталия Загоруйко огласил вердикт: командир экипажа Су-27 Владимир Топонарь получил четырнадцать лет колонии, второй пилот Юрий Егоров – восемь лет, экс-заместитель командующего 14-м авиакорпусом генерал-майор Анатолий Третьяков должен был провести в тюрьме шесть лет, а командир авиаэскадрильи Юрий Яцюк – пять лет. Начальник службы безопасности полетов 14-го авиакорпуса Анатолий Лукиных был осужден к четырем годам лишения свободы, условно. Полковник Анатолий Дзюбецкий был оправдан.
Ну а в 2008 году была отдана под суд и четверка генералов. Так, Виктора Стрельникова обвинили в превышении должностных полномочий, халатном
отношении к воинской службе. Почти такой же "набор" статей был у экс-командующего 14-м авиакорпусом Сергея Онищенко. Ему вменили еще и 416-ю статью (нарушение правил подготовки к полетам, причинившее тяжелые последствия), которая предусматривает весьма жесткое наказание – от пяти до 15 лет. Впрочем, 416-ю статью инкриминировали также и бывшему заместителю главкома ВВС Александру Волошенко, и экс-заместителю начальника боевой подготовки Главного командования ВВС Владимиру Алексееву.
В течение пяти долгих лет все они находились под следствием – их допрашивали, с их участием проводили очные ставки… Стрельников и Онищенко какое-то время даже побывали под стражей – сидели на гауптвахте.
И как же рассудил закон? Военный суд оправдал всех четверых генералов, признав их невиновными. В приговоре прозвучало, что трагедия произошла из-за ошибки экипажа истребителя, то есть Топонаря и Егорова, а также из-за того, что крайне непрофессионально сработали Анатолий Третьяков и Юрий Яцюк из группы управления полетом. Фемида не увидела причинно-следственной связи между действиями четырех генералов и авиационной катастрофой.
Как явствует из вердикта, никто из должностных лиц ВВС во главе со Стрельниковым не знал и не мог предусмотреть, что летчик Топонарь в воздухе грубо нарушит полетное задание: вместо косой петли начнет выполнять незапланированную фигуру высшего пилотажа – "хобот".
Сразу после приговора автор этих строк поинтересовался у недавних подсудимых, будут ли генералы требовать сатисфакции от прокуратуры, Прозвучал ответ: этот вопрос, дескать, еще не обсуждался.
– Поймите, летчики – "не кровожадные" люди, – сказал на прощание Александр Волошенко.
По секрету он признается мне, что с дорогой душой поставил бы в церкви свечку за здоровье… следователя, который когда-то терзал его допросами.
Чудак-человек. Его держали долгие годы под следствием, а он… не в обиде за такое.
Виктор Стрельников же попросил оставить вопрос о сатисфакции за рамками разговора, заметив:
– Ребята, дайте насладиться волей, почувствовать себя свободным гражданином!
Что любопытно, после вердикта, за весь период судебного процесса Виктор Стрельников впервые улыбнулся. А его заместитель, генерал Волошенко, тихо сказал: за долгие годы летной практики он уже трижды должен был погибнуть. Готовился (в моральном плане) "погибнуть" и в четвертый раз – в случае обвинительного приговора. Однако и в этот раз судьба оказалась благосклонной к нему. "Зато теперь я услышал правду!" – обронил Волошенко.
Генпрокуратура не единожды пыталась убедить "стрельниковцев", чтобы они согласились на амнистию. И дело таким образом можно было бы списать в архив, поставив «птичку» в отчетности. Не получилось. По словам Виктора Стрельникова, если бы он и его товарищи-генералы были трусами, то прокурорское предложение об амнистии непременно приняли бы…
Да, они не трусы, но ведь видели, какое наплевательское отношение у «верхов» к армии. В душе, вероятно, многие военные чины понимают, в какую большую передрягу попала военная авиация по воле государства и его правителей, как все делается на "авось", как правят бал рапортомания и показуха… Но публично об этом говорить никто не решается. А какова была позиция генерала Стрельникова?
В кулуарах скныливского процесса экс-главком ВС Виктор Стрельников в короткой беседе с автором этих строк заметил, что однажды в Винницу, в штаб Воздушных сил прилетел тогдашний Президент Украины Леонид Кучма и устроил совещание. Стрельников и довел до сведения главы государства вопрос бедственного положения авиации. "Сколько тебе надо топлива для полного счастья?" – поинтересовался Кучма у Стрельникова. "180 тысяч тонн",– ответил генерал. И добавил: "Ну, хотя бы дали 120 тысяч…"
В разговор вклинился главный транспортник страны Кирпа (он тоже присутствовал на совещании): дескать, ведомство будет помогать военным…
Словом, Кучма с Кирпой поговорили и разъехались. А реалии таковы: "верхи" и не думали выводить авиацию из затяжного "штопора". Стрельников продолжает тему топлива и рассказывает, что вместо 180 тысяч тонн в адрес Воздушных сил поступало всего… 45 тысяч тонн горючего, а то и меньше.
Вот и спрашивается: разве могут летчики стать настоящими асами, суперпрофессионалами, если их самолеты стоят "на приколе", если в воздух соколы поднимаются крайне редко, если у нас давно "уничтожена" пилотажная группа "Украинские соколы"?
Однако военачальники добровольно, в знак протеста, не уходят в отставку. Они, похоже, давно смирились с таким позорным положением дел.
Не забудем и о таком. У многих воздушных асов все еще нет жилья. Я помню, как на скныливский процесс пришли поддержать поддержать подсудимых (в моральном плане) их собратья по крылатому строю, бывшие летчики-истребители Вячеслав Варенцов, Николай Ривчак, Дмитрий Плахтий, Владимир Замай, Александр Дорошенко, Виктор Цыганий.
Вот, к примеру, Плахтий. Он обронил мимоходом, что отдал истребительной авиации почти 28 лет. В свое время воевал в Конго, где совершил, по его словам, 480 боевых вылетов. На мой вопрос, как Родина отметила заслуги боевого летчика, Плахтий показал известную комбинацию из трех пальцев. И произнес: "Живу в общежитии".
Конечно же, Скнылив – болезненная «засечка» в судьбах многих людей, особенно тех, кто потерял близких. Что возмутительно, во Львове нельзя даже узаконить часовенку, возведенную в память о трагедии. За разработку градостроительного обоснования нужно заплатить около 60 тысяч гривен. Об этом мне с болью в сердце рассказал глава общественной организации "Скныливская трагедия" Стефан Козак.
Пан Козак говорит, что очень хотел бы видеть в зале суда бывшего управделами Львовского горисполкома Кузана, экс-мэра Львова Буняка. Ведь именно городская власть дала "добро" на проведение авиашоу. 19 июля 2002 года за подписью г-на Кузана была отправлена соответствующая бумага в адрес командующего 14-м авиакорпусом Сергея Онищенко.
Скнылив наложил свой отпечаток и на судьбы фигурантов этого дела. В частности, однажды, в перерыве судебных заседаний генерал Сергей Онищенко с грустью выдал маленькую тайну: вот, дескать, уже не летает на истребителях. После скныливской трагедии ему запретили (на всякий пожарный?) приближаться и к "мигам", и к "сушкам".
– Теперь моя стихия – только транспортная авиация, – роняет Онищенко.
Но он, потомственный военный, все равно летает, пусть и на "транспортниках". За плечами – годы и годы армейской службы. Онищенко, как сам говорит, освоил 14 типов летательных аппаратов, в том числе и Су-27. Однажды горел в самолете, не раз смотрел смерти в глаза.
Вы не поверите, но сегодня даже Юрий Егоров (27 июля 2002 года он вместе с Топонарем пилотировал самолет-убийцу) после шестилетнего перерыва снова поднимается в воздух. Правда, сидит он отнюдь не в кабине истребителя. Бывший председатель классификационной комиссии, главный инспектор-летчик Главного командования ВВС ВС Украины полковник Егоров прассказал мне, что иногда летает на… планерах, поднимает в воздух парашютистов на самолетах «Ан».
НАША СПРАВКА.
Уголовное дело рассматривали судьи: полковники юстиции Виталий Загоруйко (председательствующий), Сергей Новов и Виктор Дымарецкий.
24 октября 2007 года Президент Украины Виктор Ющенко подписал Указ о помиловании Анатолия Третьякова и Юрия Егорова. Чуть ранее, в сентябре, зону покинул (был условно-досрочно освобожден) подполковник Юрий Яцюк. Сегодня за решеткой находится только Владимир Топонарь, командир экипажа самолета-убийцы. Топонарь направил заявление в Еропейский суд по правам человека.