Увеличение количества проявлений экстремизма возле наших границ стало одним из факторов возможного восстановления именных билетов и на украинской железной дороге. Инициатором введения новых-старых правил выступило МВД, по предложению которого готовится соответствующее постановление правительства.Рановато убирать антикриминальные редуты.Сперва несколько слов из истории. 13 лет тому назад, по инициативе Минтранса, появилось на свет постановление Кабмина №252 от 19 марта 1997 г., утвердившее порядок обслуживания пассажиров на железнодорожном транспорте. Один из пунктов сего документа определял правила оформления проездных документов, в частности, введение системы именных билетов, которая продержалась более 10 лет. Побуждения ввести такие, на первый взгляд, неудобства, когда все билеты на поезда ж/д, требовали внесения в них паспортных данных пассажира, были практически идентичны нынешней мотивации - создание преград от спекулянтов и уголовников. Не последнем среди аргументов является и потенциальная угроза террористических актов.
Украина, слава Богу, не страдает от терроризма на транспорте (отечественные вокзалы чаще всего «минируют» по телефону школьники и прочие «шутники»), но последние трагические события в России заставляют еще раз задуматься над фактором экстремизма. Готовность общества адекватно реагировать на потенциальные угрозы безопасности определяется способностью их упреждать. А упомянутая нами система именных билетов как раз и является сдерживающим фактором. Хотя правы будут и те, кто скажет, что универсальной, гарантированной защиты от террора не существует. Но "маниловское" созерцание будет означать верный проигрыш, без боя. Эксперты едины во мнении: в наше время, в нашем государстве еще рано убирать все защитные редуты, когда-то сооруженные супротив преступности. Достаточно вспомнить серию транспортных терактов не только в России, но и в Испании, Великобритании, Франции. В некоторых случаях не удавалось достаточно быстро идентифицировать как жертв террора, так и террористов-смертников.
На поверхность видимо всплыла и другая целесообразность возвращения персонификации проезда - расследование чрезвычайных событий с катастрофическими последствиями, когда гибнут люди и необходимо опознание тел погибших. Здесь также могут пригодится билеты с указанием фамилий их владельцев. В Российской Федерации, учитывая чрезвычайно высокую активность экстремистских организаций, реализующих тактику террора уже на протяжении почти двух десятилетий, практика обязательного внесения данных пассажира в проездные документы не просто не прекращает существование - она совершенствуется.
Более того, после недавних взрывов в московском метро, унесших жизни четырех десятков людей и искалечивших семьдесят, через поправки в закон о транспортной безопасности, российский Минтранс планирует ввести именные билеты и в сфере автобусного сообщения. Т.е., чтобы приобрести билет на междугородный автобус в России, необходимо будет предъявлять удостоверение личности – также, как и на железной дороге. Для этого уже разрабатывается электронный проездной документ на автобусы. Наверное, такая реакция власти обусловлена тем фактом, что смертницы, взорвавшиеся в метро, прибыли в Москву на автобусе. По данным российских СМИ, шахиды, взорвавшие метро в феврале 2004-го и в августе того же года, также приехали в Москву автобусами. Автобусный транспорт российские правоохранители считают уязвимым для проникновения в Белокаменную нелегалов и пр. нежелательных элементов из-за того, что для проезда не нужны удостоверения личности.
Три «счастливых» года.
В течение последних десяти лет вопрос именных билетов вызывал бурные дискуссии - от полной поддержки билетной идентификации до отмены. Например, практически сразу после отмены именных билетов в декабре 2007 года на то время руководитель Минтранса Николай Рудьковский инициировал возвращение предыдущей технологии оформления проездных документов как средство борьбы с ажиотажем вокруг билетных касс и прекращения спекуляций. Ведь не секрет, что, как только билеты стали «безликими», перекупщики снова начали массово появляться вблизи вокзалов, предлагая билеты на любое направление с ощутимой наценкой, а в горячую отпускную пору - втридорога. Впрочем, подобный нормативный «реверс» удалось продержать лишь на время новогодне-рождественских праздников и отпусков. А традиционный «жесткий контроль над билетными кассирами», о котором говорили руководители железнодорожного ведомства, желаемого результата не давал. Эти три года для спекулянтов билетами выдались в самом деле «счастливыми»…
«Почти три года мы без особого успеха пытались вернуть практику оформления именных билетов на железной дороге, их выписывали лишь при проезде в страны СНГ, где есть такое требование (РФ, Азербайджан и т.п.). Но в последнее время ситуация кардинально поменялась. Есть небезосновательные предпосылки к положительному решению вопроса. В соответствии с постановлением Правительства №950 2007 г., утверждающего регламент работы Кабинета министров Украины, Департамент транспортной милиции МВД недавно разработал два проекта нормативно-правых актов, - говорит начальник отдела Департамента транспортной милиции МВД Украины Константин Бушуев. - Один направлен на решение вопроса о внесении в железнодорожные проездные документы данных о пассажире. По замыслу инициаторов, это безусловно повлияет на ряд аспектов, касающихся правопорядка и законности на транспорте. В частности, появится рычаг влияния на активность билетных перекупщиков, имеющих привычку особенно филигранно демонстрировать дар спекулянта в праздничные дни и каникулярно-отпускной период. А другой так или иначе дает возможность, при условии использования данных железной дороги, отслеживать криминальные процессы, связанные с деятельностью воров-гастролеров. Имея сведения на поездных воров, при введении системы именных билетов, в милиции появится больше возможностей оперативно отслеживать эту криминальную когорту. Уверяю: законопослушному пассажиру здесь бояться абсолютно нечего. Ныне очень много автоматизированных информационных систем разных видов учетов - паспортные, в МРЭО ГАИ, в избирательных комиссиях и т.п., где есть данные на людей, но это не ограничивает их права, тем более, что эту информацию защищает закон».
Это, так сказать, милицейский взгляд. Но не только правоохранители говорят о том, что в 2007-м победили интересы транспортного ведомства, экс-руководство которого аргументировало отмену именных билетов заботой о сокращении очередей к кассам и большой загруженностью кассиров. О прогнозируемом увеличении спекуляций на билетах после такого шага знали все, но, очевидно, это не стало контраргументом для реформаторов.
Отдельные слабые голоса до сих пор критикуют возобновление персонифицированных железнодорожных билетов, мол, это элемент тотальной «полицейской слежки». Тем временем, никто особо не возражает против еще более жесткой практики оформления соответствующих документов на авиатранспорте. И почему-то правила, установленные в авиации, четко предусматривающие наличие именных билетов, особо не обсуждаются, поскольку здесь главное - право граждан на безопасность.
«Розыск-Магистраль» дает сигнал о криминальных «совпадениях».
«На самом деле некоторое время у кассира таки идет на внесение в билет персональных данных, но не настолько много, чтобы расценивать сей фактор как решающий, учитывая аспекты безопасности и невозможность спекуляций, - продолжает Константин Бушуев. - Считаю, что предпосылки отменять персонификацию железнодорожных билетов надуманы и необоснованны. Практика доказала, что персонификация - очень полезная вещь, она лишь составная часть комплекса мероприятий по гарантированию безопасности и правопорядка на железной дороге. Ныне стоит вопрос не ограничиться сбором данных о пассажире, а со стороны государственных монополий (в частности, "Укрзализныци") и органов внутренних дел принять все меры по максимально возможному общему использованию наших сил и средств. Порядок нам принесут только кардинальные решения».
Какие возможности правоохранителям предоставит система именных билетов? Милиция, среди всего, сможет отслеживать движение похищенных паспортов, и вообще утраченных документов, а также выявлять появление и использование поддельных удостоверений личности и отслеживать иные аспекты безопасности. Когда паспортные данные пассажира, введенные кассиром или оператором совпадут с милицейскими сыскными базами, в частности информационно-поисковой системы «Розыск-Магистраль», которую введут в Украине именно в русле персонификации железнодорожных билетов, об этом сразу узнают правоохранители. Т.е., органы внутренних дел получат возможность в режиме реального времени оперативно сопоставлять две базы: «Розыск», уже работающей, как общая в системе МВД и оперирующей сведениями о разыскиваемых милицией лицах, и «Магистраль» (условное название массива паспортных данных, полученных во время покупки ж\д билетов). Появится возможность эффективно организовывать профилактику преступности, как милицией в целом, так и ее подразделениями на транспорте. Доступ к сведениям о гражданах, аккумулированным железной дорогой, ограничат. Пользоваться накопленным массивом смогут только ОВД.
Следует обсудить и вопрос ответственности поездных бригад, которые тоже должны разделять заботу милицейского ведомства по гарантированию безопасности на железной дороге, ведь милиция сопровождает лишь каждый пятый пассажирский поезд из-за нормативной неурегулированности и ограниченного финансирования. Ревизорская служба «Укрзализныци», как и транспортная милиция (подразделения Госслужбы борьбы с экономической преступностью), прямо или косвенно отслеживают пути возможного безбилетного проезда. Здесь речь идет не только о «бедных студентах» или тех, кто не успел приобрести билет. Надо помнить, что поездные воры, под личиной «зайца» или торговца-лоточника, могут внедряться в вагоны, а затем - посещать купе, интересуясь вещами подорожников. Сегодня четко установлен порядок: если человек не успел в кассу и буквально вскочил на подножку вагона, где есть вакантное место, он может оформить документы на проезд у начальника поезда. Т.е., последний может выписать квитанцию о приобретении билета. Конечно, и здесь не обходится без нарушений, они выявляются согласно норм Административного или Уголовного кодексов, в частности, в виде представлений на действия начальников поездов или представителей поездных бригад.
Кто поверит «безымянному» пассажиру из вагона №13?
Кое-кто упрекнет инициаторов именных билетов европейским опытом, где такая практика уже практически забыта. Дескать, Євро-2012 на носу, а мы вводим какие-то неудобства сотням тысяч спортивных болельщиков и туристов. Как отреагирует заграничный пассажир, перемещающийся из одного украинского города в другой, на требование о персонификации железнодорожного билета? В этом году вступила в силу утвержденная Советом министров ЕС директива Европарламента по либерализации и открытии рынка международных железнодорожных пассажирских перевозок для конкуренции, предусматривающая унификацию лицензирования машинистов и расширение прав пассажиров. В частности, пассажиры получают право на компенсацию за задержку поезда дальнего следования на 60 минут и больше в размере 25% стоимости билета, а за опоздание на более 120 минут, европейцы получат шанс вернуть половину стоимости билета. Впрочем, не смотря на вероятные террористические угрозы, сложную систему страховых компенсаций, билеты на евроэкспрессы «безымянны» - в них даже не предусмотрены поля для внесения паспортных данных (кроме групповых и проездных билетов).
По мнению Константина Бушуева, «именной фактор» не вызывает особого беспокойства из-за нескольких причин. Во-первых, европейцы довольно законотолерантны и будут выполнять упомянутую норму. Во-вторых, большая часть болельщиков заранее разработает свой маршрут передвижений по городам финального действа футбольного чемпионата и закажет пакет необходимых проездных документов задолго до начала ажиотажа. Скорее всего, европейская педантичность приведет к тому, что футбольные туристы будут стремиться оформить туры на чемпионат через Интернет. Кстати, «Укрзализныця» и Минтранс существенно ускорили реализацию вопроса о разработке единого электронного билета на разные виды транспорта. Понятно, что при введении последнего заметно уплотнится спекулятивная ниша, упростится жизнь как железнодорожников, так и их клиентов. О россиянах говорить нечего: они однозначно поддерживают персонификацию билетов по понятным причинам.
Аспект последний - страхование. На руку страховым компаниям введение именных билетов или нет? Вопрос не из простых. Однозначно, что легче доказать причастность конкретного лица к тому или иному страховому случаю на железной дороге, ибо у него на руках есть именной билет, подтверждающий пребывание пассажира в какой-то чрезвычайной ситуации и являющийся надежной основой доказательной базы. С другой стороны, постановление Кабмина от 14 августа 1996 г. №959 «Об утверждении Положения об обязательном личном страховании от несчастных случаев на транспорте» не требует указания фамилии в билете, а выплата страховой суммы осуществляется страховщиком на основании соответствующего заявления застрахованного пассажира, акта о несчастном случае, больничном или справки об инвалидности, а также страхового полиса или документа, его заменяющего. Это один из «подводных камней», заметно сдерживающий внедрение обязательности внесения персональных данных в проездные документы. На сегодня пассажир, попавший в какую-то неприятность во время путешествия поездом (на манер получения травмы не из-за своей беспечности, а как следствие неудачного маневра машиниста), имеет не такие уж и большие шансы получить компенсацию. Даже если повреждения зафиксирует травмпункт на железной дороге. Представьте себе - человек, в лучшем случае со справкой от врачей, и обычно без поддержки свидетелей события, приходит в страховую компанию или и в суд, и показывает билет, в котором не указана фамилия застрахованного, и пытается доказать, что именно в вагоне №13 крымского экспресса на его голову упал стеклянный плафон, чуть не отрезавший ухо. Почти наверняка известно, что этот пассажир не сможет доказать собственное присутствие в тот несчастливый для себя и плафона момент купейного инцидента. Мало того, по всей вероятности, заявителя пристыдят: дескать, захотел заработать денег.