Провозглашённая нынешней властью пенсионная реформа вызвала неоднозначную реакцию в обществе. Сосредоточив шквал критики на её основных положениях (прежде всего на увеличении пенсионного возраста для женщин), специалисты и журналисты не заметили «второстепенного», но не менее показательного с точки зрения демонстрации истинных целей предлагаемых изменений, аспекта. А именно, желания нынешней власти увеличить с 60 до 62 лет пенсионный возраст чиновникам-мужчинам. Причём в принятом 7 апреля Верховной Радой в первом чтении проекте нового закона о госслужбе этот возраст увеличивается и для мужчин и женщин уже до 65 лет.
Спрашивается, чем данная категория граждан заслужила такую немилость, хотя правильнее сказать, милость? Ведь из 240-тысячной армии госчиновников, она, по нашим подсчётам, составляет лишь 3-4%, или где-то порядка 8-10 тысяч человек.
На уровне здравого смысла напрашивается ответ: бюрократы-«старпёры», которые к своим 60-ти годам достигли высоких чиновничьих должностей пролоббировали это положение пенсионной реформы, чтобы обеспечить себе ещё на несколько лет высокие зарплаты, тёплые кабинеты и возможность получения дополнительных «левых» доходов.
Но всякий скептик справедливо усомнится в реальности кооперации таких людей в какую-либо организованную группу. И будет прав.
Дело здесь намного проще. Выразителем коллективных интересов данной социальной категории чиновников выступает нынешний начальник Главного управления государственной службы Тимофей Мотренко.
Ему в этом году исполняется 63 года. То есть Мотренко в случае принятия предложенного Президентом нового закона о госслужбе сможет оставаться на своём тёплом и хлебном посту ещё 3 года. А там по сложившейся на сегодня негласной традиции чиновнику такого уровня «за особые заслуги» могут продлить срок пребывания в должности ещё лет на 5.
Однако любой мыслящий человек справедливо возразит: ведь надо ещё ухитриться это немалое время продержаться в бурном море украинской «политической коньюктуры».
И вот тут надо сказать о главной особенности Тимофея Мотренко.
Он единственный из чиновников уровня министров, замминистров, руководителей госведомств и самостоятельных структурных подразделений Кабмина, который находится на своей должности с 2003 года. То есть сумел очень успешно пережить пять смен власти! Ккак может руководитель ведомства, отвечающего за государственную политику по отношению к институту чиновничества в стране, спокойно смотреть на творимый с его подопечными произвол? Всякий мало-мальски уважающий себя человек, имеющий хоть каплю совести в душе, ещё при первой массовой чистке в 2005 году подал бы в отставку в знак протеста. Но Тимофей Мотренко не таков.
За 8 лет пребывания в должности руководителя Главного управления госслужбы он сумел превратить своё ведомство в отлаженный механизм удовлетворения личных и групповых интересов своего ближайшего окружения. Конечно же, все эти годы в Главгосслужбе не бездельничали. Многочисленные сотрудники осуществляли скрупулёзный учёт чиновников по всей стране, присваивали им очередные ранги и категории, контролировали проведение аттестаций в госорганизациях, высчитывали стаж работы для начисления госпенсий, давали разрешения на продление сроков пребывания на госслужбе «особо ценным» кадрам, проводили служебные расследования по высокопоставленным чиновникам, когда действовавшая на тот момент власть давала по отношению к ним команду «фас».
Кроме того, ведомство Мотренко разрабатывало многочисленные нормативно-правовые документы с целью якобы реформирования института чиновничества по европейским стандартам, проводило десятки конференций и семинаров по этим вопросам, финансировало разработку и внедрение многочисленных компьютерных программ (а это -- большие бюджетные деньги), издавало никому ненужные бюллетени о госслужбе.
Но вся вышеназванная деятельность была абсолютно неэффективна по отношению к главной задаче, которую призвано решать Главное управление государственной службы любой страны – постоянное повышение качества чиновничества как важнейшего института функционирования государства.
Тимофей Мотренко выбрал для себя и своей конторы очень удобную позицию: учитывать госслужащих, выдавать разрешения и справки, контролировать всех и выборочно карать проштрафившихся. Во всех пяти названных функциях заложена очень хитрая идеология. С одной стороны, не нести никакой ответственности за реальное состояние дел среди чиновничества. А с другой -- иметь хорошую кормушку для получения дополнительных «левых» заработков.
Если проанализировать за последние 8 лет протоколы расширенных коллегий Главгосслужбы с участием руководства профсоюза служащих государственных организаций и учреждений. То мы не найдём ни одного случая, когда бы был поставлен вопрос о защите чиновников от незаконных увольнений и произвола начальства.
В то же время любой клерк, проработавший в каком-либо госучреждении хотя бы 2-3 года, хорошо знает, что если нет возможности «организовать» звонок руководителя его ведомства лично Мотренко по поводу продления ему сроков пребывания на госслужбе или присвоения более высокого ранга и категории, он может выйти на ближайшее окружение главного чиновника страны, и по устоявшемуся прейскуранту решить свою проблему.
Нет, конечно же, сам Тимофей Мотренко не берёт взяток. Это не его уровень. Просто альтруистически удовлетворяя просьбы руководителей всех министерств и ведомств, он создаёт себе мощную «подушку связей», которая позволяет ему остаться на плаву и удержаться в своём «хлебном» кресле в период политических катаклизмов и перемен во власти.
А в это время чуть ли не ежегодно тысячи чиновников увольняют из министерств, ведомств, госучреждений только из-за того, что вновь назначенному его руководителю или его замам необходимы свободные места для трудоустройства своих родственников, знакомых, доверенных лиц. А ведь у большинства незаконно сокращённых или вытолкнутых в добровольно-принудительном порядке со своих должностей есть жёны, дети. И, следовательно, их увольнение часто приводит к разрушению семьи, бытовым и финансовым мытарствам, жизненным трагедиям в целом.
Кроме того, продление чиновникам пенсионного возраста до 65 лет, ещё больше застопорит карьерную лестницу госслужбы для молодёжи. А без быстрого омоложения института чиновничества в Украине мы не сможем кардинально повысить его качество.
Но Тимофея Мотренко, как главного менеджера украинской госслужбы, это нисколько не беспокоит. Для него главное – как можно дольше сохраниться в своём кресле и «подоить» свою должность.