За всю свою 20-летнюю историю приватизация всегда воспринималась украинским народом неоднозначно. С одной стороны, здравомыслящие люди считают её одним из немногих радикальных и последовательных по своей реализации направлений реформирования нашего общества. А, с другой, большинство простых людей относились и относятся к приватизации отрицательно, видя лишь в ней навязанный властьпридержащими способ их ограбления.
Прикарманить все!
Наиболее негативный осадок остался у рядовых граждан от сертификатного этапа приватизации (1995-1999 годы). Несмотря на задекларированную государством именную форму раздачи населению приватизационных и компенсационных сертификатов власть допустила не только их противозаконную куплю-продажу, но и массовую скупку финансовыми спекулянтами. И что имеем?
Значительное количество приватизационных бумаг оказалось на руках у руководителей предприятий и бизнесменов, которые к середине 90-х сумели праведным, чаще неправедным путём заработать первоначальный капитал. Остальную часть рядовые граждане обменяли на акции различных заводов, фабрик и торговых учреждений.
Из-за генетической недоразвитости отношений собственности в Украине хозяевами предприятий стали владельцы крупных пакетов акций. Рядовые же акционеры в своём большинстве до сих пор не могут даже добиться выплаты им мизерных дивидендов на свои «ценные» бумаги.
Основным способом приобретения будущими украинскими олигархами крупных заводов и фабрик стали так называемые некоммерческие приватизационные конкурсы. Видите ли, особенностью являлось то, что победителем объявлялся не предложивший наивысшую за объект цену участник, а тот, кто сумел найти подход к руководству предприятия и, соответственно, задекларировать лучшие для директората инвестиционные обязательства.
Последние, несмотря на то, что Фонд госимущества пытался контролировать их выполнение, чаще всего оставались на бумаге. Новые собственники всегда имели возможность договориться с должностными лицами приватизационного ведомства и местными властями, чтобы скорректировать в сторону уменьшения свои инвестиционные обязательства, а нередко и лишь сымитировать их выполнение.
В принятой Верховной Радой в 2000 году программе приватизации ФГИУ отказался от некоммерческих конкурсов и попытался полностью перейти к конкурентным способам разгосударствления собственности. Чтобы не допустить скупки крупных предприятий спекулятивным и бандитским капиталом в этом документе были введены понятия «промышленный инвестор» и «квалификационные требования» к покупателям.
Но дело в том, что из-за отсутствия чёткого определения последних набравшие к 2001-2001 годам силу финансовой силы и власти Ахметов, Пинчук, Коломойский, Боголюбов, Ярославский, Хмельницкий и ряд других олигархов более мелкого калибра сумели их использовать их для отсечения конкурентов на коммерческих конкурсах. Как известно, по этой схеме прошли продажи Никопольского ферросплавного завода, «Криворожстали» (в 2004 году), пакетов акций ряда облэнерго, металлургических, химических и горнообогатительных комбинатов. Из последних классических примеров подобного рода можно назвать недавнюю приватизацию «Международных авиалиний Украины».
1 ноября 2010 года было принято решение о продаже государственного пакета акций 61,58% в уставном фонде этого ЗАО. Согласно старому уставу компании аукцион разрешалось проводить только после того, как выкуп доли был предложен миноритарным акционерам и они отказались от участия в ней. Но после принятие в 2010 году нового закона об акционерных обществах данное положение стало необязательно, и у Фонда госимущества, как мажоритарного акционера авиакомпании, появилась возможность исключить этот пункт из устава, когда он приводился в соответствие с новыми нормативными требованиями.
Руководство приватизационного ведомства почему-то отказалось от такой возможности. Вместо неё оно избрало вариант продажи государственной доли в МАУ миноритарному акционеру - компании Capital Investment Projects, которую контролирует Арон Майберг.
Не было бы ничего с точки зрения интересов государства страшного, если бы Фонд госимущества для определения продажной стоимости 61,58%-го пакета «Международных авиалиний Украины» не отобрал на конкурсе «Украинскую экспертную группу». И это при том, что названная оценочная фирма, во-первых, своей предшествовавшей деятельностью была аффилирована с компаниями Майберга. Во-вторых, - запятнала свою репутацию скандалами рядом предыдущих заказных оценок. В-третьих, - значительно уступала многим другим участникам конкурса по профессиональному уровню (в ней не было ни одного специалиста с авиационным образованием). И, в-третьих, она предложила существенно большую, чем другие оценочные фирмы, цену за свои услуги.
По оценкам специалистов она как минимум была занижена на 200-250 млн. В знак протеста против такой откровенно заказной продажи в марте 2011 года подал в отставку директор департамента ФДМУ, который отвечал за приватизацию этого объекта, Тарас Степура. В своём заявлении об увольнении по собственному желанию он написал о допущенных руководством Фонда госимущества нарушениях законодательства.
Генеральная прокуратура, которая призвана следить за соблюдением законности в приватизационной сфере, никак не прореагировала на письменные признания честного чиновника, вскрывающие коррупционные действия конкретных должностных лиц ФДМУ. Поэтому председатель Фонда госимущества Александр Рябченко «со спокойной совестью» подписал невыгодный государству договор купли-продажи с компанией Майберга.
И Чечетова взмах руки
Фонд госимущества Украины разработал Программу приватизации на 2012-2014 годы, которая предполагает завершение процесса реформирования отношений собственности в Украине как «широкомасштабного социально-экономического проекта». 23 ноября она с незначительными замечаниями была рассмотрена и утверждена Кабинетом Министров. 13 января 2012 года в нарушение Бюджетного кодекса Верховная рада практически без обсуждения её утвердила.
Нновая Программа приватизации написана так, чтобы всячески облегчить приближённым к президенту олигархам завладеть на льготных условиях оставшимися ещё не оприходованными топливно-энергетическими и химическими активами нашего государства. Данный закон не только сохраняет худшие положения предыдущей Программы приватизации, но и фактически восстанавливает некоммерческие конкурсы.
И хотя в статье 12 новой Программы приватизации декларируется, что «для повышения уровня привлекательности приватизации для инвесторов и создания позитивного имиджа приватизации в Украине и мире предусматривается обеспечить применение при продаже контрольных пакетов акций акционерных обществ, которые принадлежат к объектам группы Г, конкурсов с открытым предложением цены по принципу аукциона, которое обеспечит состязательность и равный доступ инвесторов к приватизации», в статье 8 записано: «для учета особенностей объектов группы Г во время приватизации на индивидуальных принципах обеспечивается продажа контрольного пакета акций с определением условий послеприватизационного использования объектов, а также требований к покупателям».
А в ст.11. новой Программы вообще говорится, что привлечение к приватизации инвесторов, заинтересованных в долгосрочном развитии государственного объекта, осуществляется с … учетом во время проведения конкурса поданных покупателями бизнес-планов развития предприятий после приватизации. Иначе говоря, статьи 8 и 11 новой Программы приватизации фактически не только восстанавливают некоммерческие конкурсы, но и официально закрепляют способы отсечения ненужных конкурентов при проведении коммерческих конкурсов и «международных торгов».
Поэтому проведение руководством Фонда госимущества международных презентаций, подобных телевизионному роуд-шоу, которое ведомство Александра Рябченко организовало перед началом распродажи энергокомпаний в начале осени текущего года, во-первых, выглядит как фиговый листок, цинично прикрывающий наготу «нулевого» инвестиционного климата в Украине и истинных целей запланированного приватизационного аврала. А, во-вторых, как бессмысленная трата государственных средств на подобные мероприятия.
Принятие новой Программы приватизации необходимо записать в арсенал коррупционных дел нынешней власти и ещё с одной стороны. Дело в том, что как сообщил общественности в своей статье в «Украинской правде» Сергей Терёхин, при её утверждении 13 января в последний день завершения сессии Верховной Рады бывший бютовец Сергей Осыка перед финальным голосованием в нарушение ст.116 Закона о Регламента парламента внёс поправку, которой и в помине не было в первом чтении. Он предложил отменить пункты 90, 143, 325, 329 раздела ХХVI Приложения к Закону Украины № 574-VI.
Заместитель председателя Контрольной комиссии по контролю над приватизацией и по совместительству министр экономики оппозиционного правительства Александр Бондарь предложил поддержать эту поправку. По знаменитому взмаху руки Михаила Чечетова она была поддержана.
Итак, был снят запрет на приватизацию 353 памяток историко-культурного наследия Украины. Среди них комплекс Юсуповского дворца (XIX-XX в.в.), Бахчисарайський ханский дворцово-парковый комплекс (XVI-XVIII в.в), гробницу «Дюрбе» в Бахчисарае (XVI в.), пещерный монастырь Качи-Кальон (XIX век), церковь Иоанна Предтечи (XIV-XV в.в.) в селе Верхоречье, Архангельськую церковь в селе Кудрино (1328 г.), комплекс бывшегоЮсуповского дворца (1883-1910 г.г.), комплекс сооружений Генуэзской крепости в Судаке (X-XVIII) в Судаке, дом-музей писателя Александра Грина в посёлке «Старый Крым», |мемориальный комплекс Аджимушкайские каменоломни в Керчи (1903-1907 г.г.), и ещё 344 объекта.
В своём стремлении успеть захапать всё и вся нынешняя власть уже дошла до ручки. Но самое поразительное во всей этой ситуации, что прихватизация проводится ставленником коммунистов на посту главы Фонда госимущества Александром Рябченко, при одобрении Председателя Специальной контрольной комиссии Верховной Рады по контролю над приватизацией коммунистом Мармазовым.
Свои у корыта
Кроме проданных пакетов акций 2-х облэнерго, в 2011-2013 годах планируется приватизировать госдоли в ещё 9 энергокомпаниях, 48 обл-и горгазах, 25-ти угольных объединениях и отдельных шахтах. В настоящее время Кабмином также прорабатываются планы продажи «Одесского припортового завода», Криворожского горно-обогатительного комбината окисленных руд, «Турбоатома», харьковского завода «Электротяжмаш», завода им. Малышева, госпредприятия «Антонов» и других предприятий авиационной промышленности, Научно-производственного комплекса газотурбостроения «Зоря-Машпроект», «Конструкторского бюро «Южное», работающего в ракетно-космической отрасли, Укргаздобычи и Черноморнефтегаза - компаний, занимающихся добычей и разведкой нефтегазовых месторождений в стране. Правительством разрешена корпоратизация ПО «Титан», Вольногорского ГМК, Иршавского ГОКа, Запорожского титано- магниевого завода.
В течение 2-х месяцев Ахметов без особой конкуренции по дешёвке приобрел «Западоблэнерго», «Киевэнерго», «Днепрэнерго» и «Донецкоблэнерго». Не прочь он приобрести и "Крымэнерго". Коломойскому и Григоришину достанутся «Днепроблэнерго» и «Черкассыоблэнерго». На «Закарпатоблэнерго» и «Черновцыоблэнерго» окончательно обоснуются братья Суркисы. «Винницаоблэнерго» и «Тернопольоблэнерго» надеется окончательно прибрать к рукам Константин Григоришин.
По подсчетам отраслевых специалистов около 20% газа поставляют обл-и горгазы, которые принадлежат русской компании "Газекс" Вексельберга, 60% - около 21 облгаза Фирташа, еще 20% - остальные облгазы, в том числе "Содружество" Попова. Даже, если кому-то удастся приобрести на конкурсах миноритарные государственные пакеты акций, это не позволит серьезно влиять на политику и менеджмент компании. Поэтому, можно ожидать, что основными покупателями выставленных на продажу пакетов будут Фирташ, Фурсин, Вексельберг и Попов.
Наибольшими владельцами шахт является Ринат Ахметов - "Комсомолец Донбасса" и "Павлоградвугля", Юрий Иванющенко, - "Комсомол", Виктор Нусенкис - шахтоуправление "Покровске", Виктор Тополов - Львовская угольная компания, Андрей Орлов - холдинг "Енергоимпекс", который ведет борьбу за контроль над "Макииввугилля". Шахтами владеют также Виктор Вишневецкий - угольная компания Coal Energy, Сергей Степурин и Александр Толстоухов, - угольная компания Sadovaya Group и углеобогатительный бизнес в Луганской области.
Компания Юрия Иванющенко и Абрамова «Донбассхолдинг» наряду с пакетами акций «Енакиевского коксохимпрома» владеет ещё рядом углеперерабатывающих предприятий Луганщины - ОАО «ГОФ «Белореченская», ОАО «ГОФ «Михайловская», ОАО «ЦОФ «Нагольчанская», ЗАО «Яновское».
11 ноября текущего года Кабмин обнародовал законопроект «Об особенностях приватизации угледобывающих предприятий Украины». Принятие этого документа парламентом создаст основу для распродажи отечественных шахт в стиле блицкриг. Больше всего такой вариант устраивает финансово-промышленные группы, которым крайне необходимо нарастить свою капитализацию перед выходом на IPO. В числе первых охотников за привлечением дешевых европейских денег — группа ДТЭК Рината Ахметова, которой наступает на пятки енакиевский бизнесмен Юрий Иванющенко и старший сын Президента Александр Янукович.
Весной 2010 года «Донбасская топливно-энергетическая компания» Ахметова заключила договора финансовой помощи с крупными угольными госхолдингами «Ровенькиантрацит» и «Свердловантрацит». Это является основанием для преимущественного права ДТЭК на их приватизацию. Кроме того, в начале 2011 года компания Ахметова подписала с Фондом госимущества договор аренды госпредприятия «Добропольеуголь» на 49 лет. На долю объединения приходится около 6,1% добычи энергетических углей в Украине. В планах ДТЭК — контроль над госпредприятием «Донецкая угольная энергокомпания». Таким образом, Ахметов взял под контроль сырьевую базу пока еще государственной тепловой генерации с прицелом на покупку последней.
Кроме этих объектов интерес у ДТЭК вызывает и ГП "Добропольеуголь”. Компания изучает условия и рассматривает возможность участия в конкурсе по аренде имущественного комплекса предприятия. По мнению экспертов, "Добропольеуголь” является крайне привлекательным объектом для ДТЭК. Перспективность госпредприятия подтверждает и то, что пять из шести шахт объединения были включены Минуглепромом в список наиболее инвестиционно привлекательных объектов отрасли в Украине.
Подконтрольное Иванющенко - Аврамову «Луганская угольная компания» занимается поставками горно-шахтного оборудования и материалов на ряд государственных угольных предприятий Луганской области: «Луганскуголь», «Антрацит», «Ровенькиантрацит», «Донбассантрацит». А на некоторых из них она выступает фактически в качестве инвестора.
С помощью Иванющенко положил глаз на «Макеевуголь» Александр Янукович. Именно по данной причине на этом лакомом кусочке украинского углепрома были устроены летом текущего года маски-шоу. Аналогичные шаги силовики собирались устроить и на крупнейшей государственной шахте «Краснолиманская», оказавшейся в ходе предстоящей приватизации «спорной территорией» для бизнес-структур Юрия Иванющенко и Рината Ахметова. Но, похоже, конфликтные вопросы удалось разрешить мирным путем. Хотя влиятельным угольным конкурентам красноречиво продемонстрировали, что тем теперь придется считаться и с бизнес-интересами «семьи».
Главным претендентом на Одесский припортовый завод, ПО «Титан», Вольногорский ГМК, Иршавский ГОК и Запорожский титано-магниевый завод является, безусловно, «король» украинского химпрома Дмитрий Фирташ.
Не вызывает сомнения, что в высоких кабинетах власти и по другим предприятиям группы Г определены «победители» предстоящих приватизационных конкурсов.