Как известно, конкурс по продаже ОПЗ постигла неудача.
По словам президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко наш президент в качестве «посредника» пытался заработать на продаже Одесского припортового завода порядка 100 млн долларов. И в этом нет ничего удивительного. Ведь по разборкам в Высшем Суде Лондона известно, что Виктор Пинчук, будучи зятем президента Кучмы очень даже успешно сумел купить и перепродать Игорю Коломойскому Никопольский ферросплавный завод и Криворожский железнорудный комбинат. Иначе говоря, приватизация стратегических и занимающих монопольное положение госпредприятий всегда была посредническим бизнесом главы государства, его родственников и ближайших партнёров.
Более того, позволю себе как историк приватизации, имеющий 5 научных монографий и книг по данной тематике, утверждать, что продажа крупных высоколиквидных госактивов в Украине за весь 25-летний период разгосударствления собственности проходила более-менее динамично и гладко, только тогда, когда в приватизации конкретных предприятий были заинтересованы, и, соответственно, выступали толкачами те или иные финансово-промышленные группы.
Иными словами, в рамках сформировавшейся в Украине с конца 90-х годов олигархической системы правления, приватизация в Украине может проводится только путём коррупционного дерибана госсобственности. И в рамках этого формата Фонд госимущества выполнял и будет выполнять технические функции по обслуживанию шкурных интересов власть имущих и власть предержащих. Поэтому можно согласиться и не согласиться с заявлением премьер-министра Гройсмана, что руководство ФГИУ требует кардинальной кадровой перезагрузки. Необходимо не просто заменить Билоуса и Ко, но и реформировать всю приватизационную политику государства в рамках коренного слома и трансформации олигархической системы правления в Украине. Простой «exchange» кадров ничего кардинально не изменит.
По информации же президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко , опубликованной на сайте «СТРАНА.ua» летом 2016 года россияне готовы были купить ОПЗ за 300 миллионов долларов. "Поэтому цена приватизации и была снижена до 200, чтобы официальный покупатель завода положил себе в карман разницу. Но если завтра россияне скажут: "Даем 200 миллионов и ни копейки больше", то и на этот раз продажа сорвется и Фонд госимущества снова снизит цену", - подчеркнул Охрименко накануне даты окончания приёма заявок на повторный конкурс по ОПЗ (6 декабря). Так оно и произошло. По словам Охрименко, в связи с законодательным запретом в Украине участвовать в приватизационных торгах компаниям и физлицам из страны-агрессора перепродажу россиянам завода победитель конкурса по ОПЗ должен был сделать через офшоры.
Дело в том, что в нынешних условиях завод может окончательно утратить статус перевалочной базы. С одной стороны, украинские производители сегодня уже ничего не “переваливают”, все поглощает внутренний рынок. А с другой стороны, тот самый аммиакопровод “Тольятти-Горловка-Одесса” в свете возникшего болезненного “российского вопроса” больше неактуален. На Таманском полуострове в РФ строят новый морской порт для транзита судов с аммиаком и карбамидом: проект родом из 90-х, реанимирован по понятным причинам в 2014 г. Первую очередь мощностью, равной ОПЗ (2 млн. тонн) планируют ввести в 2017 г., вторую еще через три года. То есть в результате возникнет не только конкурирующая “перевалка” карбамида, но и необходимое ОПЗ аммиачное сырье будет “утекать” в обход Украины.
Но если даже поставить под сомнение оценки ситуации вокруг ОПЗ президента Украинского аналитического центра Охрименко, то, на мой взгляд, достаточно фактов, свидетельствующих об определяющей роли нашего Президента в формировании приватизационной политики украинского государства в целом, и отдельных госактивов в частности.
Во-первых, это назначение, как я считаю, по протекции Порошенко председателем ФГИУ Игоря Билоуса и всех без исключения его замов. Об этом писалось в статье «Олигархи укомплектовали Фонд госимущества своими людьми». Во-вторых, практические шаги руководства ФГИУ по «качественному обновлению» приватизационной и оценочной нормативно-законодательной базы с целью облегчения высокопоставленным чиновникам проведения махинаций с госсобственностью. В-третьих, практические действия (чаще бездействие) Игоря Билоуса и его замов по блокировке и срыву конкурса по продаже ОПЗ. И, в-четвёртых, отмазка руководства как центрального аппарата Фонда госимущества, так и Департамента коммунальной собственности Киевской городской госадминистрации от люстрации. Остановимся на этом вопросе подробнее.
Если верить официальной информации, после Революции Достоинства в Фонде госимущества был люстрирован только начальник Регионального отделения ФГИУ по Хмельницькой области Игорь Люшенко (приказ от 20 октября 2014 года). В то же время первый зампредседателя ФДМУ Дмитрий Парфененко, начальники департаментов и управлений центрального аппарата Фонда Виталий Пилькевич, Юрий Никитин, Татьяна Буртняк, Сергей Корниец, Ксения Мельник продолжают «распахивать» приватизационное и арендное «поле» государственной собственности.
Нынешний директор Департамента коммунальной собственности Андрей Гудзь и его первый зам Олег Шмуляр в ранге замов Дмитрия Парфененко помогали «преступному режиму» Виктора Януковича в 2011-2014 годах приватизировать столичные активы по смешным ценам, и тоже избежали каким-то «непонятным образом» люстрации. Более того, под шум оккупации Крыма, олигархи Новинский, Ахметов, Хмельницкий и Деркач «приподняли» Парфененко с должности директора Департамента коммунальной собственности Киевской городской госадминистрации сначала до первого заместителя председателя Фонда госимущества, а затем и ВРИО главы приватизационного ведомства (пробыл в этом качестве почти год). По инсайдерской информации, его на должность «благословил» сам Порошенко на специальной аудиенции в июне 2014 года.
В соответствии с подпунктом 10, пункта 1 статьи 2 Закона Украины от 14.10.2014 года №1682-VII «Про очищення влади» уволены с госслужбы десятки руководителей Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел, Таможенной и Налоговой служб, различных министерств и ведомств, областных, городских и районных администраций, судей. В Фонде госимущества же – только один региональный руководитель. А причина этого, по моему мнению, - в интересе нашего Гаранта иметь послушного, профессионально подкованного, опытного и беспринципного исполнителя его желаний Парфененко. Тот же, конечно, отмазал от люстрации в 2014 году и своих проверенных «в деле» ближайших подчиненных.
Полагаю, что Игорь Билоус сегодня выполняет лишь роль декоративно-формального главы Фонда госимущества, а всем в приватизационном ведомстве заправляет его первый зам Дмитрий Парфененко. Поэтому нынешний премьер-министр Гройсман должен пенять на доставшихся ему «в наследство» от Яценюка руководителей ФГИУ только на Президента.
Возникает закономерный вопрос: а кем сегодня можно заменить наполовину непрофессиональное, а наполовину недолюстрированное, повязанное своей предыдущей деятельностью в Фонде госимущества интересами олигархов, руководство ФГИУ?
По моему мнению, возглавить приватизационное ведомство могут или Юрий Ехануров, или Александр Бондарь, или Владимир Лановой. Они хоть и не были святыми на посту главы Фонда госимущества, но государственные интересы всегда ставили впереди личных и олигархичных. А Министерство юстиции в лице своего профильного департамента должно включить вышеназванные фамилии «старых» руководящих кадров ФГИУ в список подлежащих люстрации госчиновников.
Владимир ЛАРЦЕВ, экс-советник председателя Фонда госимущества, историк приватизации, директор «Центра антиолигархической политики»